Ресурс шин и регулировки развала и схождения
Не подлежит сомнению, что наибольшее влияние на ресурс шин оказывают два фактора – давление в шинах и состояние подвески автомобиля. С первым фактором всё понятно – достаточно регулярно брать в руки манометр и проблем удастся избежать. А вот со вторым фактором всё не так просто. Даже при полностью исправной подвеске часто возникает неравномерный износ шин. Дело в двух магических словах – «развал» и «схождение».
Суть регулировки развала колёс проста. Для того, чтобы управляемые колёса при повороте работали в номинальном режиме, необходимо добиться некоторого их наклона относительно вертикальной оси. В этом случае пятно контакта шин при движении с боковыми нагрузками будет оптимальным. В подавляющем большинстве случае развал должен быть «чуть положительным», т.е. управляемые колёса должны образовывать небольшой «домик». Обычно речь идёт об углах в доли и единицы градусов (конкретные цифры для каждой модели автомобиля свои). Тем не менее, даже этот небольшой наклон без его компенсации негативно сказывается на управляемости автомобиля, а также приводит к износу шин. Дело в плече обката колёс, которые можно уподобить в данном случае конусам. Возникает дополнительный момент, направленный на «разъезжание» колёс в разные стороны. Естественно, его величина не идёт в сравнение с моментом, который прикладывается в направлении движения автомобиля, но всё равно является достаточно ощутимой для того, чтобы пострадала управляемость. Кроме того, большую часть этой дополнительной силы вынуждены принимать на себя боковины шин, значительно деформируясь. При этом зачастую протектор практически не страдает как в случае неправильного развала, а утрачивается силовая однородность шины (возникают вздутия, грыжи, повреждения боковин).
Для того, чтобы избежать этих негативных последствий, делается регулировка схождения колёс. В первую очередь задачей регулировки является компенсации бокового момента, возникающего при регулировке развала. Достигается это с помощью регулировки угла взаимного положения управляемых колёс в горизонтальной плоскости. В стандартном случае правильное схождение достигается тогда, когда колёса на повёрнуты друг к другу небольшой угол («сходятся»).
Если операция развала-схождения выполнена правильно, то шины управляемых колёс не испытывают дополнительных нагрузок и изнашиваются равномерно. В случае неправильной регулировки развала наблюдается чрезмерный износ наружной (при излишне положительном развале) или внутренней (при излишне отрицательном развале) частей протектора. Если же развал сделан правильно, но не выставлено схождение, то шины получают риск повреждения боковины или просто интенсивно изнашиваются, ведь при каждом повороте руля вместо двух векторов силы на них действуют четыре, при этом каждый из этих векторов направлен в свою сторону. Поэтому крайне важно своевременно следить за правильностью регулировки развала и схождения колёс. Специалисты рекомендуют проводить эту операцию при каждой сезонной смене шин, при любых заменах дисков на диски с другим вылетом и, естественно, после любого ремонта подвески.
- Комментарии