Всё об АБС
Несмотря на то, что сегодня подавляющее большинство современных автомобилей штатно оснащаются АБС и даже "АВТОВАЗ" не остаётся в стороне от этой тенденции, всё ещё живы многочисленные мифы об этой системе.
Чаще всего они исходят из уст опытных водителей с большим стажем. Очевидно, что проездив много лет безаварийно без всяких "электронных ошейников", они считают, что пользы от АБС меньше, чем вреда. Попробуем разобраться.
Итак. Главный аргумент противников АБС - "затормозил, а тормозной путь больше, чем если бы тормозил "по старинке". Действительно, в некоторых случаях это так! Но главное преимущество АБС не в том, что она помогает сократить тормозной путь, а в том, что она позволяет сохранить реакцию автомобиля на действия рулевым колесом. При заблокированных колёсах это просто невозможно.
А ведь не секрет, что наилучшее торможение достигается на гране пробуксовки. Отсюда и навык, развитый у опытных водителей - прерывистое торможение. Это умение "балансировать на грани" приходит с опытом и даёт реальное преимущество перед неопытными водителями в тяжёлых дорожных условиях. Автомобиль тормозит эффективнее и сохраняет некое подобие управляемости. Но ведь подобным методом владеют очень немногие. Большинству же помощь АБС "во благо".
Представьте, что вместо ювелирных качков тормозной педали ногой, то же самое делает электронная система, но с гораздо большей частотой. Именно так проще всего описать принцип действия АБС. В итоге жёсткая блокировка колёс исключается практически полностью, и автомобиль сохраняет прямолинейное движение и реакцию на действия рулём. Достаточно лишь "продавить" педаль! Понятно, что для подавляющего большинства водителей - это несомненная помощь.
Но есть и недостатки, которые,впрочем, замечают только опытные водители. Первый, и главный - на некоторых типах покрытия тормозной путь с АБС оказывается намного больше, чем при блокировке колёс. Это гравий, мокрая трава, некоторые виды зимнего покрытия. С этой проблемой, например, активно сталкиваются участники кольцевых гонок, где разрешено применение АБС. При вылете за ограждение блокированные колёса работают как "плуг" и автомобиль достаточно быстро останавливается "нагребая" перед собой грунт". С АБС этого не происходит и автомобиль скользит.
Второй недостаток - непредсказуемость поведения автомобиля с АБС в поворотах. Правда, непредсказуемость эта кажущаяся. Любой более-менее опытный водитель знает, что торможение в повороте со скользким покрытием чрезвычайно опасно и старается этого избежать. Но если уж и тормозит, то ожидает логичной реакции - сноса или заноса, которым при достаточных навыках можно воспользоваться "во благо". На автомобиле с АБС чаще всего сценарий развития событий другой - автомобиль сохраняет направление движения, лишь увеличивая или уменьшая радиус поворота. Но, согласитесь, мастеров раллийного стиля езды, которые используют занос для входа в поворот, считанные единицы, а обычного водителя ждёт только крайний испуг. При использовании же АБС действие развивается более предсказуемо.
Оборотная сторона той же медали - это вред АБС в случае если не все колёса имеют сцепление с дорогой. Например, боковая перегрузка в повороте достигает такой величины, что одно из колёс теряет контакт с поверхностью. Тормозить в этом случае вообще опасно, а на автомобиле с АБС - вдвойне. Системы 5-ого и 6-ого поколений резонно "считают", что под этим колесом поверхность с нулевым коэффициентом сцепления и перебрaсывают тормозной момент. В итоге - неминуемый занос, разворот, а то и переворот. Правда очевидно, что мало кто из водителей в здравом уме решится на такие опасные упражнения.
Вывод простой - АБС благо для ЛЮБЫХ водителей - как опытных, так и начинающих. Первым просто необходимо более полно узнать особенности системы, а для вторых - то поведение автомобиля, которое обеспечивает АБС будет являться наиболее приемлимым "де факто".
Кроме того, АБС накладывает и определённые требования к выбору шин. Очень многие современные модели шин разрабатываются таким образом, чтобы обеспечить наиболее лучшие показатели именно в случае наличия АБС. При торможении же с блокированными колёсами их показатели будет далеки даже от шин пятилетней давности. Мы постарались систематизировать шины по этим параметрам - читайте тест - "зимние шины для автомобилей с АБС и без".
- Комментарии