Зимние шины для автомобилей без АБС
Большинство современных автомобилей оснащено "электронными ошейниками". Поэтому нет ничего странного в том, что многие западные производители шин "затачивают" свою продукцию именно для автомобилей с электронными системами. Например, в случае если автомобиль оснащён системой курсовой устойчивости, наилучший результат при прохождении поворотов будет достигаться если протектор будет изрезан не поперечными, а продольными канавками - ламелями. То же самое относится и к АБС. В ситуациях, когда коэффициент проскальзывания шин менее 10 процентов, покрышки с продольными канавками будут иметь больший коэффициент сцепления, чем покрышки с классической поперечной "нарезкой". Если же АБС нет, то ситуация меняется на противоположную - при блокировке колёс или близости к ней лучше всего работают поперечные ламели. В итоге перед конструкторами современных шин встала ещё одна задача - найти компромисс между свойствами шины при наличии электронных систем и без них. И тенденция последних лет такова, что предпочтение отдаётся чаще всего качествам, которые проявляются только при наличии АБС и систем курсовой устойчивости.
Но как же быть тем, кто ездит на автомобилях без АБС? Тренеровать прерывистое торможение с дрожью ноги на педали тормоза? К сожалению, это не поможет - шины, спроектированные для применения совместно с АБС от этого лучше тормозить не будут. Дело в том, что обеспечить постоянство коэффициента проскальзывания в 10-15 % для человека практически невозможно, равно как и обеспечить аналогичную АБС частоту воздействия (10 - 15 ударов по педали в секунду). Поэтому выход один - подбирать "обувку", которая подходит для автомобилей без АБС.
Казалось бы, всё это нюансы и мелочи. Тем не менее, разница в тормозном пути между шинами, предназначенными для применения с АБС и шинами, демонстрирующими хорошие свойства при большом коэффициенте проскальзывания, достигает 10-15 процентов! Переведя в более привычные значения, получим, что при торможении в пол на автомобиле без АБС со скорости 50 км/ч разница может достигать почти 10 метров! А это, очевидно, не мелочи!
Поэтому мы постарались отсортировать некоторые наиболее популярные модели шин по неочевидному признаку - тормозному пути без АБС.
Лидирует в этой номинации Michelin X-Ice North, даже несмотря на то, что выступание шипов у модели меньше, чем у конкурентов. Дело в более мягком составе резиновой смеси и в наличии большого количества поперечных ламелей. Даже при полностью блокированных колёсах Michelin демонстрирует приемлимый тормозной путь.
На втором месте - Goodyear Ultra Grip, тормозные качества которых на грани блокировки и при полной блокировке колёс различаются несильно. Кроме того, особенность зимних шин Goodyear - это возможность легко почувствовать начало блокировки колёс и применить прерывистое торможение. Такие шины будут наилучшим выбором для водителей, владеющих этим приёмом на автомобилях без АБС.
Как это не странно, на третье место в выбранной нами номинации можно смело поставить отечественные шины - Amtel Nordmaster. По видимому, при их конструировании учитывался тот факт, что в России большинство автомобилей не оснащены АБС. Поэтому момент блокировки у таких шин чувствуется очень хорошо и позволяет применять прерывистое торможение. Не подведут они и про блокировке. С другой стороны, другие их показатели находятся на среднем уровне.
Многолетние лидеры практически всех зимних тестов - Nokian Hakkapeliitta четвёртого и пятого поколения в рамках нашей системы оценок оказываются лишь на четвёртом месте.Тормозят "юзом" они весьма достойно, мало в чём уступая лидеру - Michelin, но начало блокировки чувствуется на них неважно, что значительно затрудняет применение прерывистого торможения. При этом на автомобиле с АБС поведение идеально.
Но наиболее яркую ориентацию на "электронных помощников" демонстрируют Continental ContiWinterViking последних поколений. Торможение при блокировке колёс у Continental ContiWinterViking на порядок менее эффективное, чем "на грани фола" с помощью АБС, и поэтому начинающим водителям на автомобилях без АБС может быть непросто справиться с увеличенным тормозным путём.
Bridgestone ICE Cruiser отличается резким срывом в блокировку, но сравнимым тормозным путём "юзом" с путём при работе АБС. Но применять прерывистое торможение практически невозможно.
Мы не указывали конкретные марки шин неспроста - дело в том, что поведение шин на автомобилях без АБС - задача скорее идеологическая, чем технологическая. Поэтому каждый производитель решает её по своему - Continental в последние годы ориентируется строго на наличие у автомобиля "электронных помощников", Michelin - на баланс всех характеристик, а Nokian - на предсказуемость. При этом, как это не странно, шины "второго эшелона" часто имеют весомое преимущество при торможении без АБС - дело в законодательстве. Вспомним хотя бы пункт российских ПДД про действия в экстримальной ситуации, где предлагается одно решение - торомжение в пол. Это нашло своё отражение и в сертификационных правилах. Может быть своим успехом в данной номинации Amtel обязан именно этому.
- Комментарии